Онлайн-рубрика ⭐ "Интересный факт".
Цвета казачьих войск России.
А Вы знали, что цвета формы казаков не одинаковы и зависят от принадлежности к тому или иному войску?

Кубанские казаки — черная или так называемая сиреневая черкеска с газырями, черные шаровары с малиновым полулампасом, папаха или кубанка (у пластунов) с малиновым верхом, малиновые погоны и башлык.

Забайкальские казаки — тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый, фуражка темно-зелёная с жёлтым околышем.

Амурские казаки — темно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон зелёный, фуражка темно-зелёная с жёлтым околышем.

Астраханские казаки — синие мундиры, желтые лампасы, погон жёлтый, фуражка синяя с жёлтым околышем.

Донские казаки — синие мундиры, красные лампасы, погон синий с красным кантом, фуражка синяя с красным околышем.

Енисейские казаки — мундир защитного цвета, красные лампасы, погон красный, фуражка защитного цвета с красным околышем.

Сибирские казаки — мундир защитного цвета, алые лампасы, погон алый, фуражка защитного цвета с алым околышем.

Терские казаки — чёрный мундир, светло-синий кант, погон светло-синий, фуражка чёрная со светло-синим околышем.

Оренбургские казаки — тёмно-зелёные мундиры (чекмень), шаровары серо-синие, светло-синие лампасы, погон светло-синий, тулья фуражки тёмно-зелёная со светло-синим кантом и околышем.

Уральские казаки — синие мундиры, малиновые лампасы, погон малиновый, фуражка синяя с малиновым околышем.

Уссурийские казаки — тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый с зелёным кантом, фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышем.

 

 

Онлайн-рубрика⭐ "Интересный факт".
Казачья бурка это один из  элементов экипировки казака.
Первое упоминание о казачьей бурке относят к началу XVI века.

Название кавказской бурки пришло из арабского языка. Арабский глагол "бурка" означает  "покрывать". Следовательно "бурка" - "покрытие".

Для удержания казачьей бурки на плечах спереди у ворота пришивались накладные кожаные петли треугольной или фигурной формы, в которые продергивали ремешок для завязывания. Количество ремешков – два или четыре.
По форме казачьи бурки были двух типов: колоколообразная с покатыми и узкими плечами с длиной чуть ниже колена и прямая с широкими плечами и длиной до пят.

Казачья бурка это дом и саван, «бронежилет» и палатка.
В известной казачьей песне бурке посвящены такие слова: «…Только бурка казаку во степи станица, только бурка казаку во степи постель…».

С бурками издавна связано множество легенд и преданий.

✅ Так, на бурке, как на щите, выносили павшего или раненого с поля боя.

✅ Широким "подолом" укрывали и себя и лошадь от знойного  солнца и промозглого дождя в длительных походах.

✅ Александр Сергеевич Пушкин в 1823 году писал в письме Вяземскому, что «бурка не промокает, и влажна только сверху, следовательно, можно спать под нею, когда нечем иным покрыться, а сушить нет надобности».

✅ В годы Гражданской войны казаки и красноармейцы "лечились буркой": накрывали себя и лошадь теплой "шубой" и пускали скакуна в галоп. Уже через четверть такой скачки всадник пропаривался, как в бане.

✅Плотная бурка, особенно с вплетением конского волоса, способна сдерживать, «гасить» рубящие (но не колющие!) сабельные и шашечные удары. В плечевые швы ее нередко вставляли деревянные или металлические вставки для усиления защиты.

✅ Как плащ она прикрывала все снаряжение всадника (при встречном ветре ее поворачивали задом наперед). Во время поездок верхом бурка расстилалась и поверх лошади, и это соединяло ее тепло с теплом лошади и передавалось седоку. Получалось, как будто ты сидишь в теплой палатке.

 

 

Онлайн-рубрика "Интересный факт".
Казачий башлык это покров на голову, название  тюркское, означает «головной», «во главе», «на голове» (от «баш» - голова).

Башлык представляет собой капюшон с длинными закругленными на концах лопастями. Его шили из сложенного вдвое в основном светло-серого или почти белого сукна, иногда из красного (праздничные, парадные башлыки).

Казаки в непогоду носили башлык на папаху, а не прямо на голову.

В зависимости от того, как повязывался башлык, можно было узнать возраст казака.

Завязанный на груди означал, что казак отслужил военную службу, перекрещенный на груди – следует по делу, концы заброшены за спину – свободен, отдыхает.

Первые упоминания о башлыках относятся к началу 16-го века. Изначально его носили горцы Северного Кавказа, у которых башлык и позаимствовали казаки.

В Российской Императорской армии он был введён в 1862 году как форменный головной убор у донских и терских казаков. Тогда этот головной убор для русских войск шился из верблюжьего сукна цвета «мокрого песка» (светло-желтого), встречались также и кавказские варианты башлыка из сукна овечьей шерсти.

С 1871-го года данный головной убор начали вводить в других частях императорских войск, пока они не пришли на флот. К 1892-му году были утверждены два вида башлыка: один офицерский, другой для нижних чинов. В русской армии нижние чины башлык носили совместно с шинелью разными способами в зависимости от имеющегося снаряжения. Башлык накидывали на спину, концы пропускали под погоны и скрещивали на груди, затянув поясным ремнем, а надевали на голову в ненастную погоду и при морозе ниже −5 °С.

В 21-м веке башлык официально вернули в казачью форму, закрепив законодательно в Указе Президента Российской Федерации от 9 февраля 2010 г. N 171 "О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации».

Согласно утвержденной Президентом России форменной казачьей одежде,

башлык у кубанцев красного цвета,

у терцев – светло – синего,

у всех остальных казачьих войск - серо-желтого цвета.

 

Великие учёные – уроженцы Кубани

     В эти дни в рамках Года науки и технологий музеем проведен час интересных сообщений «Великие учёные – уроженцы Кубани», среди которых Людмила Беспалова, доктор сельскохозяйственных наук, академик РАН, создатель более ста сортов пшеницы; Владимир Бабешко, доктор физико-математических наук, академик РАН, известен во всем мире благодаря своим исследованиям в области сейсмологии и многие другие личности, внёсшие достойный вклад в социально-экономическое развитие не только нашего края, но и за его пределами.

   Особенно посетителей музея заинтересовал рассказ о знатном комбайнере страны К.А.Борине.

   Есть в нашей истории люди, вписавшие яркую страницу в летопись Кущёвского района. Их жизнь озарена подвижничеством, трудовыми и боевыми подвигами.

   Среди них достойное место занимает имя Константина Александровича Борина – первого из 17 Героев Социалистического труда, комсомольца 20-х годов, кандидата сельскохозяйственных наук, доцента Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева, депутата Верховного Совета СССР, лауреата Сталинской премии за усовершенствование методов работы на зерновых комбайнах, участника Великой отечественной войны.

  Константин Александрович Борин – человек завидной судьбы, знатный хлебороб страны, который шесть десятилетий трудовой деятельности посвятил хлеборобскому труду – нашему главному богатству.

  Выполняя профилактическую работу по духовно-нравственному воспитанию детей и в целях обеспечения их безопасности, защиты жизни и здоровья, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сотрудники МУК «Районный исторический музей» провели цикл тематических мероприятий «Основные положения закона 1539».

  Мероприятия были проведены в форме правовых обзоров и в атмосфере активной дискуссии. В ходе мультимедийной презентации дети познакомились с законом и правилами поведения в обществе, а также узнали, что благодаря этому закону возрождаются семейные ценности, крепче становится кубанская семья, в которой ребёнка всегда воспитывали в духе глубокого уважения к родителям, обществу, государству. «Детский» закон Краснодарского края стоит на защите семьи и детства, служит надёжным фундаментом прочного дома для счастливой кубанской семьи.

 Мероприятия были направлены на развитие правовой культуры и нравственных ориентиров подрастающего поколения, формирование личной и гражданской позиции по отношению к закону №1539.

 

 

«Роль отца в казачьей семье»

В целях укрепления института семьи и повышения значимости отцовства в воспитании детей в музее проходят часы истории по теме: «Роль отца в казачьей семье».
«Семья — святыня брака, основа казачьего общества», – гласил казачий домострой.
Статус отца в казачьей семье в деле воспитания детей, хозяйственно-экономической и обрядовой жизни, сохранении и передачи знаний в области системы ценностей, хозяйствования, был непререкаем: «Глава семьи — отец, с него что слово атамана для войска».
Батько, папа, папаша - так называли отца в казачьей семье, жена обращалась к мужу по имени и отчеству, все же члены семьи обращались к батьке на «Вы».
За столом отец занимал главенствующее место, читал молитву, резал хлеб, заранее перекрестив его, первым начинал есть и первым выходил из-за стола.
Беспрекословное подчинение отцу-хозяину всех членов казачьей семьи являлось важнейшей характеризующей чертой, что отразилось в фольклоре: «Як батько сказав, так и будэ», «Як батько робыв, так и тэбэ учив».

Более подробно узнать о роли отца в казачьей семье можно, посетив музейные мероприятия, посвященные Дню отца.

Приглашаем Вас в гости!!!

 

  76 лет прошло со дня Победы в ВОВ, но и сегодня, и каждый год мы будем помнить о тех, кто сражался за нашу Родину. А сражались за нее не только взрослые, но и дети.
    Дети в ту суровую пору были не только жертвами, они становились и воинами. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, они удостоились званий Героев Советского Союза, получали ордена и медали. Это Лёня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик, Марат Казей и другие. А были они мальчишками и девчонками. В указах о награждении никогда не упоминалось, что речь идет о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Потому что их воинская доблесть стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых.

   В рамках Всероссийской акции памяти «Юные герои Великой Победы» сотрудники музея для учащихся МАОУ СОШ №1 имени Кондратенко Н.И. провели урок мужества «Детство, растоптанное войной» - о подвиге Зины Портновой. На мероприятии ребята узнали о том, что Зина Портнова была юной партизанкой-подпольщицей, пионеркой, разведчицей партизанского отряда имени Ворошилова. Простая ленинградская девочка из рабочей семьи родилась в 1926 году и до войны вела обычную жизнь советского ребёнка. Когда началась Вторая мировая война, она приехала на оккупированную фашистами территорию в Белоруссию на каникулы к своей бабушке. Зина погибла в 17–летнем возрасте, не дожив до своего совершеннолетия всего 1 месяц…

Учеников удивила смелость, храбрость и бесстрашие юной патриотки, которая в военное время помогала советским войскам в борьбе с фашизмом.

Онлайн-рубрика «Интересный факт»:
ДЕНЬ ОТЦА
17 октября российские папы впервые отметят свой праздник – День отца, официально установленный Указом Президента РФ для укрепления института семьи и повышения значимости отцовства в воспитании детей.
День отца до 2021 года не имел официального статуса, хотя инициативы об учреждении такого праздника звучали не раз. К тому же в ряде российских регионов День отца отмечали на местном уровне уже несколько лет.
Например, в Волгоградской области его праздновали 1 ноября, в Архангельской – в третье воскресенье ноября, в Вологодской – во второе воскресенье декабря, в Липецкой – в феврале.
История праздника
Идея особого праздника в честь отцов впервые появилась в Соединенных Штатах. Простая жительница штата Вашингтон, дочь ветерана гражданской войны Сонора Смарт Додд вдохновилась празднованием Дня матери в Америке и спланировала аналогичный день для отцов. Сонору и её пять братьев и сестёр воспитывал один отец после смерти матери.
Так, с июня 1910 года в США отмечается День отца. Это вдохновило другие страны, прежде всего, Великобританию и страны ЕС, присоединиться к доброй традиции.
День отца: особенности празднования в других странах
Даты, когда отмечают День отца, в разных странах отличаются. Однако цель у праздника всегда одна: дать папам поучаствовать себя особенными и выразить им уважение и благодарность.
- В Америке День отца отмечается ежегодно в 3-е воскресенье июня. В этот день принято выражать свою благодарность и любовь к папам, а также к дедушкам, дядям и отчимам.
- В Великобритании День отца очень похож на американский – он также празднуется в третье воскресенье июня. Традиционно в этот день организуются вечеринки для пап.
- В Австралии День отца примечателен тем, что приходится на первое воскресенье сентября. Австралийцы стараются этот день провести рядом с папами и дарят им подарки.
- В Японии роль главного воспитателя лежит на плечах отцов. Японцы, так же, как и американцы, поздравляют своих пап при помощи роз – красные цветы дарят живым родителям, а белыми украшают могилу.

В День отца жители Японии выходят на улицы, чтобы посадить дерево, которое в их культуре является символом плодородия и продолжения рода.
- В Египте, Ливане и Сирии День отца совпадает с днем летнего солнцестояния. В этот день отцов призывают обратить внимание на воспитание детей и перенять часть домашних обязанностей на себя.
- В Бразилии День отца – один из самых популярных праздников в стране. На улицах появляются рекламные щиты с поздравлениями, а жители обязательно дарят своим папам подарки.

 Изучение традиций и обычаев казачества занимает ведущее место в повседневной деятельности музея, где накоплен богатый материал  о быте наших предков.

  В эти дни МУК «Районный исторический музей» предлагает Вашему вниманию виртуальную выставку «Казачьему роду нэма пэрэводу» - старинные казачьи фотографии из фондовой коллекции музея «Фотографии и негативы». Выставка проводится в рамках празднования «Дня отца» и посвящена нашим далёким предкам – казакам. На всех фотографиях ярко представлены многодетные казачьи семьи, во главе которых всегда стоял отец или дед.

 Проводимая выставка направлена на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, уважительное отношение к своим корням, приобщение к народной культуре казачества.

  Уважаемые посетители сайта. Просьба: если Вы узнали кого-то, напишите в комментариях о том, что Вам известно.

  

 

   В годы Великой Отечественной войны советское правительство учредило несколько боевых орденов и медалей, названных именами наших великих предков. Среди них орден Александра Невского занимает особое место, символизируя преемственность воинского духа защитников Отечества, вековую связь поколений и глубинные основы любви к своей Родине.

   Имя Александра Невского традиционно воспринимается русским народом и чтится Православной Церковью как символ высочайшего духовного, гражданского и воинского подвижничества. И есть глубинный смысл в том, что именно в трудном, переломном 1942 году, ровно через 700 лет после разгрома немцев на Чудском озере, в наградной системе страны была учреждена эта награда – орден Александра Невского.

    В МУК «Районный исторический музей» бережно хранится память о земляках, проявивших доблесть и отвагу в годы Великой Отечественной войны. Среди них есть кавалеры ордена Святого Александра Невского. В эти дни для учащихся и студентов образовательных учреждений района проведены уроки мужества «Высок и свят Ваш подвиг незабвенный», где участники мероприятия познакомились с исторической справкой о святом благоверном великом князе Александре Невском и историей ордена; узнали, кого награждали им в годы Великой Отечественной войны и с какого времени он стал общегражданской наградой. Особый интерес младшие школьники проявили к рассказу о боевом пути наших земляков В.Ф.Самофалове и И.Т.Граница, удостоенных этой высокой награды.