Текстовой отчёт о проводимых онлайн мероприятиях                               

МУК «Районный исторический музей», посвящённых 75-летию Великой Победы.

 Великая Отечественная война – это суровая часть нашей истории. Она унесла миллионы ни в чём не повинных человеческих жизней, поломала, исковеркала десятки тысяч человеческих судеб, оставила после себя разрушенные города и сёла.

И мы, нынешнее поколение, не должны забывать о том, какой ценой была завоевана долгожданная Победа, мы должны бережно сохранять память о героическом подвиге славных защитников Отечества во имя родной земли. Сегодня мы узнаём об их подвигах из воспоминаний, писем, архивных документов, дневников, встреч с теми, кто принимал участие в ожесточённых боях, не раз смотрел смерти в глаза, терял боевых друзей, донёс и сохранил правду о тех, кто в военное лихолетье завоёвывал для нас, ныне живущих сегодняшнюю мирную жизнь.

Ветераны Великой Отечественной войны - они прошли долгими фронтовыми дорогами и на своих плечах вынесли всю тяжесть ожесточённых сражений.

 Яков окончил 7 классов школы, затем работал бригадиром в колхозе «Серп и молот». В 1935 году поступил в Чкаловское  военное Авиационное училище г. Ейск и окончил его в 1940 году.
⠀ В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
⠀ В районе станицы Старотиторовской, рассказывал Яков Иванович, были расположены склады, которые снабжали немецкие войска боеприпасами. Командование поставило задачу – уничтожить склады, чтобы оставить немецкие войска без оружия. Летать в этот район можно было только ночью. Взяв 12 бомб, с наступлением темноты вылетел он в район станицы Старотиторовской на выполнение задания.

  После окончания шести классов школы работал на кирпичном заводе в родной станице. В ряды Советской Армии был призван с 1937 года. В армии прошёл обучение и окончил авиационные технические курсы.
⠀ На фронте - с января 1942 года. Свой боевой путь наш земляк начал, будучи стрелком. Летал на тяжелом бомбардировщике в небе над Ленинградом. 

  

 Кульбацкий Алексей Иванович

 

С ранних лет Иван мечтал быть лётчиком. В 1933 году, окончив семь классов школы, поступил на автодорожный рабочий факультет  в г. Ростове-на-Дону. В 1939 году Иван окончил Сталинградскую военную  авиационную школу пилотов, и уже в этом же году он участвовал в Советско-Финляндской войне на «Линии Маннергейма».
⠀ С начала Великой Отечественной войны Иван Васильевич Павлюченко был назначен командиром эскадрильи 525-го штурмового авиационного полка 227-й штурмовой авиационной дивизии 2-й Воздушной армии 1-го Украинского фронта. Сражался на Северо-Западном, Брянском, Воронежском и 1-ом Украинском фронтах.

  Павел рано начал трудиться. Сначала пас скот, затем научился малярному и слесарному делу. Как активного комсомольца его направили на курсы председателей и секретарей сельсоветов. Павел Литвинов учился постоянно, и вот он уже в г. Ростове-на-Дону – заведующий  орготделом Андреевского райкома партии. С этой должности он ушел в армию.
⠀ В боях Великой Отечественной войны с августа 1941 года.
Заместитель командира по политчасти 225-го стрелкового полка (23-я стрелковая дивизия, 47 армия. Воронежский фронт) майор Литвинов, находясь в боевых порядках подразделений полка, личным примером вдохновлял бойцов на выполнение боевых задач.

Героя Социалистического труда, кавалера трёх орденов Ленина, участника Великой Отечественной войны, руководившим  Кущёвским районом с 1949 по 1967 годы.
Когда немцы заняли Кубань, в 1942 году  Сергей Терентьевич добровольцем вступил в знаменитый 4-й Кубанский казачий кавалерийский корпус и был назначен комиссаром 29-го кавалерийского полка. В составе полка он принимал участие в освобождении многих районов нашего края, в том числе Кущевского района.

Окончил институт в городе Ростове-на-Дону. До войны он занимался мирным трудом - учил детей начальной школы с. Большая Козинка нашего района.
⠀ В 1941 году Александр Котов окончил Киевское артиллерийское училище. В боях Великой Отечественной войны А.А. Котов участвовал с июля 1942 года.
⠀ Командир батареи 661-го артиллерийского  полка (206-я стрелковая дивизия, 47-я армия, Воронежский фронт) старший лейтенант Котов 29 сентября 1943 года с группой разведчиков в числе первых форсировал Днепр. Огнем батареи он обеспечил захват плацдарма. В боях по удержанию и расширению плацдарма со 2 по 24 октября 1943 года артиллеристы под командованием Котова отразили 8 контратак противника и уничтожили 5 артиллерийских и минометных батарей и 5 пулеметных точек.

В военные годы в стране было организовано движение по добровольному сбору денежных средств и материальных ценностей для нужд фронта – Фонд обороны. Эти средства собирали по крупицам – каждый вносил в общее дело сколько мог, зачастую отдавая последнее. Труженики тыла, простые люди, сыграли огромную роль в Победе над фашистской Германией.
⠀ Таким человеком был и наш земляк – Александр Петрович Сусликов, уроженец села Полтавченское. А.П. Сусликов одним из первых внёс целых 100 тысяч рублей из личных сбережений в Фонд обороны. Это была огромная сумма – в те годы булка хлеба стоила 5 копеек, килограмм сахара – 3 копейки, корова стоила около 150 рублей. Ради помощи Советской Армии Александр Петрович во многом отказал своей семье, своим родным троим детям.

 

  Герой Советского Союза, полковник Советской Армии Федор Алексеевич Кошевой родился в станице Кущевской 21 марта 1921 года в семье крестьянина.
⠀ После окончания семи классов школы юноша работал столяром на фабрике им. С. Халтурина в городе Ростове-на-Дону. В 1938 году парень окончил аэроклуб.
⠀ В октябре 1939 года Федор Кошевой был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную армию. Некоторое время он учился в Ейском военно-морском авиационном училище, но был отчислен по состоянию здоровья.

 

Александр Иванович Покрышкин - один из самых знаменитых и прославленных лётчиков-истребителей в годы Великой Отечественной войны, трижды Герой Советского Союза, воздушный ас, известный во всём мире. Его первые боевые вылеты над Кубанью во время войны были сделаны с Кущевского аэродрома.
⠀ 14 марта 1942 года противник широким фронтом вышел к реке Дон. Его авиация, имея десятикратное превосходство, стремилась сорвать переправы потоков беженцев вперемежку с отступающими частями Красной армии и не допустить занятия обороны за водной преградой. 
Вскоре немецкие танки подошли к пригородам Ростова-на-Дону. Вражеская авиация систематически бомбила город и аэродром. 16-й Гвардейский истребительный авиационный полк (ГвИАП), в котором служил Александр Иванович, нёс большие потери – в нём остались всего две неполные эскадрильи под командованием Покрышкина и Крюкова. Каждая из них имела по восемь потрёпанных Як-1.