Знаменитая «Ленинградская» симфония была написана композитором в первые недели блокады и завершена в Куйбышеве в конце 1941 года. Премьера прошла 5 марта 1942 года в Куйбышеве.
Но самая известное, героическое исполнение состоялось 9 августа 1942 года — Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде.
Это исполнение было уникальным во всем: и силой самого произведения, и героизмом полуживых музыкантов, и артиллерийским сопровождением концерта.
С большим трудом был собран оркестр Ленинградского радиокомитета, дирижировал Карл Элиасберг. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. На репетициях было всего лишь 15 ослабевших музыкантов. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей.
В зале были зажжены все люстры! Зрители слушали музыку стоя, многие плакали, даже люди в военной форме, не пряча слез.
В этот день по планам фашистского командования город должен был пасть. И как вызов врагу, именно в этот день, 9 августа 1942 года, в Большом зале Ленинградской филармонии должен был состояться концерт. Поэтому руководство города обратилось с просьбой к командующему фронтом Л.А. Говорову защитить здание филармонии на это время от вражеских обстрелов.
На разработку военной операции ушёл примерно месяц. Готовилась она в строжайшей секретности. Л.А. Говоров поставил перед собой задачу сделать так, чтобы ни один вражеский снаряд, ни одна бомба не упала на город во время концерта.
Через громкоговорители музыка была слышна по всему городу и на передовой. Слышали ее и фашисты! Все 80 минут пока шло исполнение симфонии вражеские снаряды и бомбы в городе не взрывались.
Операция так и называлась – «Шквал».
Три тысячи крупнокалиберных снарядов (месячный запас!!!) были выпущены из дальнобойных орудий по заранее разведанным целям противника, не позволив фашистам нанести удар по Ленинграду. Сила музыки, помноженная на силу нашей артиллерии, заставили тогда фашистов осознать - Ленинград им не взять и наш народ не победить!

Поэт Александр Межиров в 1942-м сражался на Ленинградском фронте. После войны он написал стихи, в которых приравнял подвиг музыкантов к героизму защитников Родины:

Какая музыка была!
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала...
Стенали яростно, навзрыд,
Одной, единой страсти ради
На полустанке — инвалид,
И Шостакович — в Ленинграде.

 Исполнение Седьмой симфонии Шостаковича во время блокады. Неизвестный фотограф. 1942 г.