Путешествие в мир этнографии - коромысло
Коромысло - дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины. Чаще всего изготавливали коромысла из березы, орешника (лещины), клена, бука, реже - из сосны и ели. В качестве заготовки для коромысла подбирают дерево толщиной посредине 5...7 см и длиной 190...210 см. Из такого ствола топором, рубанком делали готовое изделие, затем опускали его в кипяток и сгибали в ручную или с помощью специального приспособления. На края коромысла закрепляли (привинчивали шурупами или прибивали гвоздями) металлические накладки с крючком, чтобы оно не треснуло. Коромысло украшали резьбой, раскрашивали, что придавало ему нарядный и праздничный вид.
Ношение воды на коромысле - целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло - в правой. И конечно, разговоры у колодца. Бывает, десятками минут могут женщины разговаривать, держа при этом на плечах коромысло с полными ведрами. Был такой обряд на свадьбах: невеста должна принести два ведра воды на коромысле, украшенном лентами, при этом не пролив ни капли.
Дню семьи, любви и верности посвящается
В преддверии замечательного праздника Дня семьи, любви и верности районный музей посетили учащиеся образовательных учреждений №6 и №16. Для школьников были проведены интеллектуально-познавательные мероприятия с видеопрезентацией о боевом пути фронтовиков, участников Великой Отечественной войны, которые пройдя через нечеловеческие испытания, тяготы и лишения, выстояли и победили и в послевоенное время скрепили свои теплые и нежные отношения узами брака. Особое внимание у учащихся вызвал рассказ о многодетной матери Кущёвского района Пелагее Михайловне Грязновой, которая за свои заслуги в рождении и воспитании 10 детей была по праву удостоена почётного звания "Мать-героиня" и награждена орденами "Материнской славы".
День семьи, любви и верности
День семьи, любви и верности
8 июля в нашей стране отмечается День семьи, любви и верности. Символично, что этот праздник был введён в ранг Всероссийского торжества в 2008 в год семьи.
Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома Владимирской области, где покоится прах покровителей христианского брака Петра и Февронии, семейный союз которых является образцом супружества, любви и верности.
Семья и семейные ценности – это важнейший фундамент, на основе которого строится жизнь любого человека.
Семья, любовь и верность - эти понятия неразрывно связаны между собой и друг без друга не существуют.
В жизни каждого человека – главное богатство – это семья. Именно она даёт ему любовь, поддержку, стабильность и радость.
Каждый человек стремиться построить семью, где царит любовь, взаимопонимание и уважение.
Из года в год этот праздник становится популярным в нашей стране.
Жемчужиной древнегреческой литературы является произведение академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Повесть о Петре и Февронии», в которой отображён союз любви и верности Петра – сына муромского князя Юрия Владимировича и Февронии – дочери бортника, добывавшего дикий мёд, крестьянки из рязанской деревни Ласковой. Феврония была умной, красивой, доброй и благочестивой девушкой. Она знала лечебные свойства различных трав, с помощью которых умела лечить многие недуги. Вылечила она и Петра, когда он заболел проказой.
Молодой Муромский князь в борьбе со змеем побеждает его, но ядовитая кровь убитого змея, брызнув на тело Петра, поражает его язвами. Феврония обещает исцелить Петра при условии, что он возьмёт её в жёны.
Получив полное исцеление, князь соединил свою судьбу с Февронией.
Супружеский союз Петра и Февронии стал законным браком, хотя это редкий случай того времени, когда князь связывает свою судьбу с незнатной девицей.
Церковь прославила их и назвала святыми покровителями брака и семейной жизни.
По легенде они умерли в один день 8 июля. Мощи Петра и Февронии хранятся в Свято-Троицком монастыре.
Народная мудрость гласит: «Вся семья вместе – так и душа на месте». Семья – это дом, семья – это мир, это крепость, за стенами которой всегда должны царить спокойствие, любовь, преданность и взаимопонимание.
Семья – это материнское тепло и нежность…отцовская мудрость и надёжность, весёлый беззаботный детский смех…Что может быть для человека дороже? Наверное, лишь сама человеческая жизнь.
Символом Дня семьи, любви и верности стал цветок ромашка – олицетворение чистоты, верности и нежности.
В День семьи, любви и верности районный музей проводит видеопрезентацию о семейных парах – наших земляках – ветеранах Великой Отечественной войны. Это: Мария Григорьевна и Пётр Григорьевич Шульгины, Вера Ивановна и Сергей Терентьевич Куцевы, Марина Ивановна и Владимир Артёмович Толмаджевы, Надежда Петровна и Александр Яковлевич Мищенко, Григорий Ильич Баранов и Мария Ефимовна Харькова, Татьяна Андреевна и Михаил Васильевич Твердохлебовы, Вера Степановна и Михаил Иванович Акименко, которые, испытав на себе все тяготы и лишения грозного дыхания войны, не очерствели душой, не растеряли теплоты и нежности и скрепили свои отношения узами брака.
И если выбор жизнь - то давайте жизнь любить
«И если выбор жизнь-то давайте жизнь любить»
26 июня в Международный день борьбы с наркоманией в районном музее для учащихся СОШ №4 проведён информационный час «И если выбор жизнь-то давайте жизнь любить» - о вредных привычках и последствиях употребления наркотических средств.
Мероприятие было направлено на предупреждение приобщения подростков к психоактивным веществам, формирование представления о здоровом образе жизни, пропаганду занятий различными видами спорта.
В ходе беседы с экскурсоводом учащиеся задавали много интересующих их вопросов и поделились своими мнениями по данной теме.
Нашу память не стереть с годами
В день памяти и скорби районным музеем проведено мероприятие в детском оздоровительном лагере "Степные зори", посвящённое 77-й годовщине со дня начала Великой Отечественной войны: "Нашу память не стереть с годами" .
В мероприятии принял участие ветеран Великой Отечественной войны Владимир Иванович Попов, который в составе 320-й стрелковой дивизии принимал участие в освобождении Кущёвского района от немецко-фашистских захватчиков в феврале 1943 года.
В задушевной обстановке ветеран поделился своими воспоминаниями о тех испытаниях, которые ему пришлось вынести в тяжелейшие годы военного времени.
Учащиеся активно поддержали беседу с Владимиром Ивановичем и в завершении мероприятия поблагодарили его за подаренное мирное голубое небо, пожелав крепкого здоровья и долгих лет жизни.
Путешествие в мир этнографии - самовар
Самовар - это русское народное устройство для кипячения воды и приготовления чая. "Сам варит" - отсюда и название предмета произошло. Самовар является символом России. Впервые появление самовара отмечено в Туле в 1778 году братьями Иваном и Назаром Лисицыными.
Самовар — это цельный тонкостенный сосуд, который вертикально пронизывает труба, от топки до конфорки. Через трубу закладывается топливо. Внизу труба расширяется. Топка прикрепляется к нижней части самовара на некотором расстоянии от поверхности стола. Это обеспечивает устойчивость и пожарную безопасность. Через решётку в трубу проходит воздух и поднимается вверх, создавая тягу в топке. На небольшом расстоянии от дна расположен кран. Когда вода начинает закипать, на конфорку устанавливается заварочный чайник. Тяга замедляется. Вода медленно доходит до кипения, заваривая при этом чай. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке.
Самовар-это не просто устройство, это центр стола, праздника, гулянья. В старину в каждой семье был самовар. Ни один праздник не проходил без этого русского чуда. И несмотря на свою дороговизну (он стоил дороже коровы), самовар был в каждом доме. Существует 3 вида самоваров:
- жаровой, его ещё называют угольным самоваром или самоваром на дровах. Нагрев воды в нём происходит с помощью твёрдого топлива (шишки, уголь, дрова). Это самый первый и самый древний вид;
- электрический самовар, нагрев воды в котором происходит с помощью нагревательного элемента(кипятильника);
- комбинированный самовар - это сочетание электрического и жарового самоваров.
Самовар - это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках. Разошелся как холодный самовар. Приходите самоварчика поставим, а уйдете – чайку попьем. С самоваром - буяном чай важнее и беседа веселей. Самовар кипит – уходить не велит. Как в самоваре, так кипит жизнь наша. Выпей из самовара чайку - забудешь тоску.
Путешествие в мир этнографии - сундук
Сундук — это хранитель семейного быта. В нём хранили одежду, холсты, семейные реликвии и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие: длиной до 2-х м и маленькие: 50-60 см. Опорная часть была в виде невысоких ножек. Крышка была прямой или немного выпуклой. Иногда сундуки обивали со всех сторон звериной шкурой с коротким ворсом. Укрепляли сундуки металлическими деталями, которые одновременно служили и украшениями. В металлических полосках делали прорезной орнамент, отчетливо выступающий на фоне покрашенного в яркий цвет (зеленый или красный) сундука. Затейливо украшали ручки, размещенные с боков сундука. Замки делали со звоном, даже мелодией и хитрым способом замыкания и отмычки. Резьбой и росписью сундуки украшали и внутри, наиболее распространенной темой был растительный узор. Особенно богато и ярко расписывали свадебные сундуки. Высоко ценились сундуки из древесины кедра, специфический запах которой отпугивает моль.
Если заглянуть в старинный сундук, то можно увидеть там рубахи, домотканые полотенца (рушники), скатерти, сарафаны, кружева, подзоры – те вещи, которые доносят до нас культурное наследие наших далёких предков.
Сундук — это хранитель семейного быта. В нём хранили одежду, холсты, семейные реликвии и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие: длиной до 2-х м и маленькие: 50-60 см. Опорная часть была в виде невысоких ножек. Крышка была прямой или немного выпуклой. Иногда сундуки обивали со всех сторон звериной шкурой с коротким ворсом. Укрепляли сундуки металлическими деталями, которые одновременно служили и украшениями. В металлических полосках делали прорезной орнамент, отчетливо выступающий на фоне покрашенного в яркий цвет (зеленый или красный) сундука. Затейливо украшали ручки, размещенные с боков сундука. Замки делали со звоном, даже мелодией и хитрым способом замыкания и отмычки. Резьбой и росписью сундуки украшали и внутри, наиболее распространенной темой был растительный узор. Особенно богато и ярко расписывали свадебные сундуки. Высоко ценились сундуки из древесины кедра, специфический запах которой отпугивает моль.
Если заглянуть в старинный сундук, то можно увидеть там рубахи, домотканые полотенца (рушники), скатерти, сарафаны, кружева, подзоры – те вещи, которые доносят до нас культурное наследие наших далёких предков.
22 июня - День памяти и скорби
Нам не забыть ту роковую дату
Есть события, над которыми время не властно и чем дальше в прошлое они уходят, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война, которая началась 22 июня 1941 года.
Отдавая дань уважения героям тех трагических событий, в День памяти и скорби в районном историческом музее прошли исторические часы памяти «Нам не забыть ту роковую дату», посвящённые 77-й годовщине со дня начала Великой Отечественной войны.
22 июня в 10-00 часов учащиеся школы № 16 присоединились к патриотической акции «Всекубанская минута молчания» и почтили память защитников Отечества, положивших на Алтарь Победы.
На музейном мероприятия учащиеся узнали об исторических фактах военного времени, познакомились с архивными документами, фотоматериалами об истории Кущёвской в годы войны. Состоялся задушевный разговор о ветеранах войны – их прадедах. Приятно было слушать ребят о том, что они знают о подвиге своих предков.
Особенно их внимание привлекала видеопрезентация о 9-ти земляках, удостоенных высокого звания Герой Советского Союза.
Юность, опалённая войной
Юность, опалённая войной.
В эти дни районный музей проводит интеллектуально-познавательные мероприятия, посвящённые 75-летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков «Юность, опалённая войной» - о маленьких героях войны.
Великая Отечественная война оставила неизгладимый отпечаток в сердцах тех, кто прошёл её долгими фронтовыми дорогами.
В том далёком 41-м весь наш народ, от мала до велика, встал на защиту родной земли. Наравне со взрослыми воевали дети, которым приходилось испытывать нечеловеческие тяготы и лишения тяжёлого военного времени.
Война и дети… Как это страшно и как несправедливо! Дети и война несовместимы, как жизнь и смерть.
Юные защитники Отечества в годы войны мужественно и стойко исполняли священный долг перед Родиной, чтобы внести свой вклад в достижение Победы, которую приближали как могли.
Мы гордимся их именами. Это: Николай Лобода, Сергей Задорожний, Люба Кондратенко, Лиза Василенко, Николай Шульга, которые отдали свои горячие сердца, чтобы факел мира, зажжённый ими, никогда не угасал.
Путешествие в мир этнографии - рубель
Музей - это надёжный хранитель исторической памяти и наследия прошедших эпох. Знакомство с музейными экспонатами способствует приобщению к традиционной народной культуре, воспитанию духовно- нравственных качеств и уважительного отношения к истории ушедших поколений. В экспозиционно-выставочном пространстве районного музея представлена разнообразная коллекция старинных предметов быта и этнографии. Особенно привлекают внимание такие экспонаты, как рубель, старинный утюг, самовар, керосиновая лампа, сундук, макитра, коромысло и другие.
Рубе́ль (ребрак, пральник) — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда пословица «Не мытьём, а катаньем ». Такой набор из рубеля и каталки известен на Руси около 700 лет. Использовался он до середины прошлого века.
Рубель представляет собой пластину из древесины твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании.
Рубель используется совместно с каталкой. Разглаживаемая ткань складывается столько раз, чтобы ширина сложенной ткани была меньше длины каталки. Край ткани придвигается к краю стола, на край ткани кладётся каталка и на неё руками накатывается ткань. Полученная скатка укладывается у края стола. При помощи рубеля скатка прокатывается по столу. После этого скатка снова придвигается к краю стола и операция повторяется. Таким способом удаётся добиться сильного натяжения ткани на каталке. После того как вся ткань накатана на каталку полученная скатка катается рубелем от края стола и назад пока ткань не разглаживается.
По героическим следам народного подвига
По героическим следам народного подвига
В период летнего отдыха наиболее востребованы среди учащихся оздоровительных площадок выездные экскурсии по памятным местам района, проводимые по разработанному маршруту: окоп К.И.Недорубова, парк 30-летия Победы, обелиск на месте расстрелянных бойцов эвакуационного госпиталя № 3198, музейно-туристический объект «Поле казачьей Славы».
Памятники, обелиски, братские могилы являются бесценными свидетелями истории, которые воскрешают события сурового военного лихолетья.
Проводимые музеем мероприятия способствуют формированию уважительного отношения к своему историческому прошлому, сохранению светлой памяти о героическом подвиге наших защитников Отечества, которые в тяжелейшие фронтовые годы ценой собственной жизни защищали родную землю от гитлеровских захватчиков.
Страница 105 из 121